Танлан-цюань (Кулак Богомола)

Стиль возводится к выходцу из провинции Шаньдун монаху Ван Лану, проходившему обучение в легендарном монастыре Шаолинь (XVII в.). В основу метода им была положена имитация движений насекомого-богомола, дополненная передвижениями стиля обезьяны (юань Хоу цюань), а также 17 техник боя, распространенных на севере Китая, среди них: лохань-цюань, Тайцзу чан-цюань, дуань-цюань, шуайцзяо и др. Первоначальный вариант стиля был распрастранен Ван Ланом среди даосских монахов в горах Лаошань в его родной провинции Шаньдун, оттуда и отсчитываются все генеалогические линии раннего танлан-цюань. Первым преемником в передаче традиции кулак богомола все версии единогласно называют даоского монаха Шен Сяо, от которого линия выходит к Ли Сань Цзяню, основателю общества наемных охранников-бяо. Ли Сань Цзянь реформировал раннюю структуру танлан –цюань и значительно расширил арсенал школы. Он разработал ряд новых комплексов, как кулачных, так и с оружием, ввел эффективные тренировочные методы, способы закалки тела и характерные правила ведения поединка. С Ли Сань Цзяня начинается разделение первоначально цельного танлан-цюань на отдельные стили и школы.


Ученик Ли Сань Цзяня Ван Юнь Сан кодифицировал практики богомола в логический завершенный стиль Цисин танлан-цюань (Кулак Богомола Семи Звезд), считающийся первым оформленным направлением со своей методикой и развитой теорией стиля.


1. Ци Син Танлан – цюань (Семизвездный богомол)
Стиль считается жестким и легендарно возводится к техникам монастыря Шаолинь. В ранних комплексах действительно прослеживается влияние шаолинь-цюань, но постепенно стиль от него отделяется, ассимилируя приемы таких систем чоцзяо, пигуа, тунбэй и выплавляя их в единый метод.


Однако ключевой особенностью Цисин-танлан остается предельная простота, экономичность действий в атаке и защите, а также их одновременность. Преобладают прямые удары кулаками и ладонями, и многочисленные удары ногами на нижнем уровне. В передвижениях используются уходы с линии атаки с заходом противнику в бок, в методах движение руками – опутывание по горизонтали, позволяющее связать, спутать все атаки противника, сохраняя над ним постоянный контроль, и проходить вперед с жесткой прямой атакой, основанной на коротком усилии – цунь-цзинь. В стиле есть правило: «даже если ворота крепко заперты, все равно войдешь в дом, проломив стену», это говорится о предельной наработке жесткой пробивающей силы. При этом бой ведется с частой сменой уровня атаки и обилием болевых захватов на конечности противника. 


Наиболее важными комплексами стиля являются:
1. Ча чуй (Удары и уколы);
2. Чжилу (Указывать путь);
3. Белая обезьяна выходит из пещеры;
4. Белая обезьяна хватает персик;
5. Цветок парного удара;
6. 18 нажатий пальцами;
7. 18 пинков богомола;
8. Тигренок и ласточка;
9. Вонзающийся молот;
10. Стальной котел.




2. Мэйхуа танлан-цюань (Кулак богомола сливового цветка)


Стиль также представляет собой жесткое направление, но в отличие от Цисин танлан отличается очень высокой гибкостью и маневренностью. Разнообразнее также техника кисти и способы работы руками. В характеристике стиля сказано: «Изменения рук многообразны как изменения Инь и Ян в великом пределе - Тайцзи». В работе с энергией используются принципы «энергии последовательности», «энергии ловкости» и «энергии гибкости». В отличие от «поперечного опутывания» цисин , в мэйхуа танлан используется продольное усилие цзинь, мягкое усилие – цяо цзинь.

Генеалогия стиля отсчитывается от даосского монаха Ли Бинсяо, а от него через Чжана Цилу идет к легендарному мастеру Лян Сюэсяну, который завершил формирование стиля и выработал единую теорию.


Ученик Ляна Хао Ляньжу со временем сформировал вторую ветвь мэйхуа танлан-цюань, получившую название Мэйхуа тайцзи танлан-цюань (Сливовый кулак богомола Великого предела). В основу теории легла концепция Тайцзи-Великого Предела, а все технические действия рассматривались через призму взаимодействия сил Инь и Ян.


Основные комплексы Сливового Цветка богомола:
1. Режущая защита;
2. Дорога цветов сливы;
3. Перевернутая телега;
4. Пять связок коротких ударов;
5. Завешанные конечности;
6. Коварные захваты богомола;
7. 8 локтей, разделяющих тело;
8. Богомол хватает цикаду.


3. Люхэ танлан-цюань (Кулак богомола шести координаций).


Традиционно самое известное «мягкое направление» в танлан-цюань. Согласно преданию, стиль создан шаньдунцем Вэй Санем по прозвищу «Утиная ладонь», от которого ведется генеалогия мастеров стиля. Ученик Вэя Линь Ши Чунь соединил люхэ-цюань (кулак шести координаций) с методом работы богомола, в результате чего получилось очень гибкое направление с легкими передвижениями и растянутым приложением силы.


Главный принцип стиля: «Снаружи сочетать движение кистей рук и ступней ног, локтей и коленей, плеч и бедер; внутри достигать равновесия между сердечным посылом и волей, волей и циркуляцией ци, ци и силой-ли». Технический приемы регулируются сознанием: «мысль ведет ци, ци ведет кровь».


В стиле существует пять основных видов усилий:
1. жесткое (крепкое);
2. мягкое (гибкое);
3. явное;
4. скрытое (темное);
5. скользящее (гладкое).


Три высших метода люхэ танлан-цюань представлены запечатыванием (короткие экономные защиты), связыванием (приемы переплетения рук противника) и просачиванием (сочетания ударов, огибающих защиту противника)


О духе стиля говорится:
«Входить-стекать в пустоту;
подвижность, сходная с колесом;
круг, похожий на железный шар;
верх и низ следуют друг за другом;
внутреннее и внешнее соединяются воедино».




Главные комплексы люхэ танлан-цюань:
1. Короткий молот;
2. Железные игры;
3. Руки режущие круг;
4. Парные повисания;
5. Цветы Тибета;
6. Бегущие руки просветленного;
7. Отражение фонаря;
8. 6 соединений- срывов;
9. Последовательность 93 рук.


Кроме этих основных стилей существует также другие направления богомола и многочисленные способы наработки силы, объединенные общей идеей танлан-цюань.
Программа обучения по стилю в школе делится на степени и последовательно проходит все традиционные этапы подготовки бойца танлан-цюань.