Шаолиньцюань

Стиль, включающий кулачное искусство, методики укрепления тела и духа в сочетании с чань-буддийской духовной традицией, вышедшие из легендарного монастыря Шаолинь (основан в 495 году в горах Суншань провинции Хэнань). Согласно преданию, все многообразие боевых, энергетических и медитативных практик этого направления возводится к 28 патриарху буддизма Бодхидхарме (Дамо), который, как утверждает традиция, проповедовал свое учение в Шаолиньском монастыре около 520 г. Непосредственно Бодхидхарме приписывается «Канон изменения сухожилий» (И-цзинь цзин) и основы стиля лохань-цюань (комплекс «18 рук Архатов»).

На протяжении веков искусство шаолинь-цюань претерпевало изменения, вбирая в себя техники и методы народного ушу. Так при династии Северная Сун настоятель Фуцзюй собрал под стенами монастыря крупнейших мастеров народного ушу (по преданию восемнадцать), которые смогли значительно расширить шаолиньский арсенал за счет собственных систем боя. С этого времени принято вести отсчет таких ключевых стилей шаолиньской традиции как хун-цюань (Красный кулак), тунби- цюань (Кулак пронизывающих рук), пао-цюань (Взрывающийся кулак) и мэйхуа-цюань (Сливовый кулак).

Коренную реформу стиля проводит в XIII в. монах Цзюэюань (Прозревающий далекое). Он вводит в программу монастырских практик комплекс «72 рук», модернизировав канонический комплекс Усин-цюань («Кулак пяти животных»), разработанный мастером Бай Юйфэном. Последний повлиял позже на создание стиля У син бафа-цюань (Кулак пяти форм, восьми способов). С Цзюэюаня начинают широко использоваться всевозможные методики нэйгун («внутренней работы»), формируются знаменитые комплексы Тунцзы гун («Искусство ребенка») и «72 искусства Шаолиня».

Создание мягких шаолиньских стилей приписывается настоятелю Фуюю, сделавшему попытку разнообразить жесткую манеру шаолиньского кулака более гибкими и текучими техниками. Это были стили жоу – цюань (Кулак мягкости) и чаншоу-цюань (Кулак долголетия), построенные по методу «внутренних систем» ушу. Характеризуя их образ, говорится, что движения их должны переходить от «скольжения по водной глади» к «сотрясению небес», или от «бесцельных прогулок в саду» к «скачкам резвого коня». Наставления рекомендуют «двигаться как свирепый тигр» и «покоиться, как огромная гора», «снаружи тренировать кости и сухожилия, внутри – пять жизненных органов».

При династии Мин Шаолиньская техника владения шестом обогатилась приемами, разработанными в стенах монастыря полководцем Юй Да-ю, успешно сражавшимся против японских пиратов. Также в процессе формирования шаолиньской системы выделились такие направления, как Цисин-цюань ("Семизвездный кулак"), "36 приемов длинного кулака (чан-цюань) Тайцзу" и "Син-и-ба" ("Захват сердца и мысли"), считающиеся ключевой формой шаолиньских традиций.

Характерные стилевые особенности Шаолинь-цюань:
Движения по прямой линии (исян), совмещенные с правилом "восьми намерений и шести искусств".
"Восьми намерений" это: подъем, опускание, наступление, отступление, опрокидывание, наклон, собирание и освобождение.
"Шесть искусств": мастерство, послушание, храбрость, решительность, стремительность, единство."
Согласованно используются три внутренних соотношения, - сердца и мысли, мысли и ци, ци и ли (силы) и трех внешних, - кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бедер.

Принципы ведения боя:
Внутри покой, снаружи - свирепость, сочетание пустого и полного- "встречай жесткое мягкой трансформацией, встречай мягкое жесткой атакой".
Существуют непосредственно десять принципов жесткости, десять принципов мягкости и десять принципов узнавания для оценки противника.
Ключевыми же правилами являются скорость, точность и жесткость.
В технике работы руками реализуются через целостность: "руки начинают двигаться; локти защищают сердце; кисти быстры, как ветер; три сустава не выявляют свою форму. Поэтому бой ведется, не показывая формы движений, руки выпрямляются, не показывая формы приемов".





В технике корпуса следовать правилу:
"Подниматься, как свирепый тигр, хватающий жертву; опускаться, как могучий орел, вцепляющийся в добычу".



Главные пять требований в структуре шаолинь-цюань предписывают:
сердце сохранять чистым, иначе дух приходит в хаос;
взгляд сохранять ясным, чтобы не рассеивалась воля;
руки иметь стремительными, иначе атака не будет иметь успеха;
центр тяжести держать укорененным, чтобы передвижения не теряли четкости, и сохранять устойчивые стойки, чтобы удары опирались на прочную основу.

Как и в мицзун-цюань, программа обучения по шаолинь-цюань разбита на степени и проходит все стадии от начальных к высшим. Со второй степени и далее изучается традиционное шаолиньское оружие: шест, копье, меч-цзянь, меч-дао и т.д., а также шаолиньский цигун. В жестком разделе особо практикуется искусство тебушань ("Железной рубахи").